Экранизация «Ромео + Джульетта» 1996г. База Лурманна

Ромео + Джульетта (1996)

Romeo + JulietРомео + Джульетта (1996) (Romeo + Julie)
Режиссер: Баз Лурман
Продюсеры: Баз Лурман, Габриэлла Мартинелли, Джилл Билкок
Композитор: Нилли Хупер
Жанр: драма, мелодрама
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Клэр Дэйнс, Гарольд Перрино, Джон Легуизамо


Ты видишь Ромео? Он любовью был сражен,
Уличные серенады ныне распевает он,
И под фонарем, не прячась, бормочет, как больной,
Что-то вроде: «Детка, как насчет нас с тобой?»
И Джульетта видит это, сердце бьется все сильней,
Ее бойфренд под окнами опять поет о ней,
Ну что же ты кругами ходишь, потеряв покой?

«Все равно, детка, как насчет нас с тобой?»

Бессмертная трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» экранизировалась множество раз, некоторые из этих экранизаций мало известны широкой аудитории, а некоторые, навсегда вписаны в историю кинематографа.

Именно такой является экранизация База Лурманна. Громкая, лихорадочная, бьющая по всем чувствам сразу постановка эпохи MTV. Вместо корсетов, панталон и мечей на экране царят Prada, Dolce & Gabbana, пистолеты, фетишизм, крикливость..... В каждой сцене столько цвета, динамики и шума, что зритель почти забывает о поэтичности языка – пока на экране не появляются Ромео и Джульетта тогда то, что возникает между обреченными влюбленными, превращается в истинно шекспировскую магию.

В оригинальном тексте режиссер не изменил ни слова. Впрочем, при всей наполненности модерновой атрибутикой, фильм не акцентирует внимания зрителя на внешних эффектах. Они лишь оттеняют главное – любовную историю, показанную со всё теми же движениями душ, которые заложил в сюжет маэстро слова эпохи возрождения.

Кроме того, вся экранная действительность наполнена великим драматургом. В сцене на заправочной станции один из людей Монтекки кричит монахине и двум студенткам «bubble, bubble, toil and trouble» это цитата из шекспировского «Макбета». Бильярд клуб, в котором играют Ромео и Бенволио (в начале фильма), называется «Театр Глобус» («Globe Theatre»). Так назывался театр, в котором ставились пьесы Уильяма Шекспира во времена королевы Елизаветы I.

На улицах и в помещениях развешаны рекламные щиты и постеры, содержащие цитаты из других произведений Шекспира:
• «Shoot forth thunder» («О, если б я был богом, чтоб метнуть в презренных, мерзких негодяев громы!», пер. на рус. яз. Е. Бируковой) – Генрих VI, часть вторая, акт IV, сцена I..
• «Experience is by industry achiev'd» (надпись на стене в лифте в офисе Капулетти) цитата из произведения «Два веронца» («The Two Gentlemen of Verona»), акт I, сцена III..
• «Such stuff as dreams are made on» – цитата из пьесы «Буря» («The Tempest»), акт IV, сцена I.
Все огнестрельное оружие в фильме называется по аналогии с видами холодного оружия (например, оружие, которое Меркуцио роняет в песок, называется «Кинжал»).
• Пистолеты, принадлежащие Бенволио (SWORD 9mm Series S), Меркуцио (DAGGER 9mm) и Тибальту (RAPIER 9mm), – это Taurus PT92 или PT99 9mm Парабеллум. Пистолеты, принадлежащие Ромео, Самсону и Грегори (DAGGER .45s), – это Кольт M-1911 «Combat Commander» 45-го калибра. Оружие Абры и Петруччио – Беретта 92FS 9mm..
• Оружие Фульхенцио Капулетти «Longsword» – это южно-африканский MAG-7.

 
Прекрасным дополнениям к визуальной и смысловой наполненности картинки стало богатое музыкальное оформление. В фильме используется альтернативная поп и рок-музыка в драматической обработке Нелли Хупера, Армстронга Крэйга и Мариуса Де Вриса. Звуковое сопровождение фильма также оформлено хоровыми версиями песен «Когда голуби плачут» («When Doves Cry») и «Каждый свободнен (Чувствуй себя хорошо)» («Everybody's Free (To Feel Good))», исполненные Куиндоном Тарвером.

Множество песен являются известными хитами, включая «Lovefool» («Влюбленный дурак») группы Cardigans. «Kissing You» («Целую тебя») Des'ree, «Young Hearts Run Free»(«Молодые сердца бьются вхолостую»), исполненное Кимом Мазеллем. Ремиксом № 1 является версия Куиндона Тарвера «When Doves Cry» («Когда голуби плачут»). В заключительной сцене фильма (самоубийство Джульетты) использована музыка из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» Лурманн обратился к группе Radiohead их песня «Exit Music» стала композицией для финальных титров.

Леонардо ДиКаприо был единственным актером, которого режиссер Баз Лурманн видел в роли Ромео. «Я знал, что Леонардо – талантливый молодой актёр и мне казалось, он должен создать прекрасный образ Ромео – объясняет свой выбор режиссёр – он символ своего поколения».

«Сначала я не был уверен, что соглашусь на эту роль – вспоминает Лео. Мне не хотелось бегать в колготках и размахивать мечом. Но Баз уговорил меня приехать в Австралию и неделю пообщаться с ним и пока я был там, он объяснил мне свой замысел, который меня заинтриговал. Для тех, кто не читал пьесу, она кажется древней классикой, но если почитать внимательно, станет ясно, что Ромео был настоящим крутым парнем, этаким жигало, который вдруг влюбился в девчонку по имени Джульетта. Это история о том, как человека понесло, и он не может остановиться. В наше время такие ребята убегают в Лас-Вегас, потому что там быстрее всего можно жениться, а тогда... но в этом и заключается красота истории. У этих ребят было много мужества».

По мере того как готовился проект, актёр набирал все большую популярность, его выдвинули на «Оскар» за фильм «Что гложет Гилберта Грейпа?» и теперь он запрашивал гораздо большие гонорары, но когда его вторично пригласили на кинопробы Леонардо не потребовал никаких денег, все сделал бесплатно. Это проба стала главным козырем режиссёра. Лурман не ошибся в выборе Ромео.

 
На роль Джульетты пробовались: Сара Мишель Геллар и Дженнифер Лав Хьюитт , однако их кандидатуры были отклонены, Риз Уизерспун и Кристина Риччи. Сара Мишель Геллар была занята на съемках сериала «All My Children» (1970-1977). Дженнифер Лав Хьюитт не прошла по возрасту – она была слишком молода для этой роли. Эти актрисы чуть позже (1997) снялись в фильме «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», Кейт Уинслет прослушивалась на роль Джульетты, но была категорически отвергнута. Через год после этого она снялась с Леонардо ДиКаприо в фильме «Титаник» (1997).
Натали Портман была по началу даже утверждена на роль (она летала в Сидней, в родной город База Лурманна для съемок сцен с Леонардо ДиКаприо. Однако позже Лурманн все-таки отказался от ее кандидатуры: «несмотря на то, что она фантастическая молодая актриса, но она не подходит. Во-первых, она очень маленького роста, а рост Леонардо составляет 180см, во-вторых, ему 22, но он может выглядеть на 18, в то время как на ее фоне он будет выглядеть на 22». Портман же изложила другую версию: «Мне сказали, что это выглядело так, как будто Леонардо заигрывает со мной в сцене с поцелуем. Я очень расстроилась, но я не хочу сниматься в фильме, для которого не подхожу. Если я снимаюсь, то хочу, чтобы это было отлично».
Актриса Джоди Фостер, которая снималась вместе с Клэр Дейнс в картине «Дом для праздников», предложила Лурманну попробовать Клэр на роль Джульетты. И уже на следующий день всего после одной пробы Дэйнс была утверждена на эту роль.

Леонардо ДиКаприо окунулся в текст эпохи Возрождения с удивительной легкостью. В то время как все остальные актеры с огромным трудом приспосабливались к выражениям Шекспира, ДиКаприо мгновенно осваивал свои реплики, а все остальное время передразнивал партнеров. «Я просто бесился от того, как легко ему все дается, – вспоминает его коллега Джон Легуизамо (Тибальт). Он выглядел типичным представителем золотой молодежи – этаким засранцем, у которого есть все. Стоит, курит сигаретку, изображает Майкла Джексона так, что все покатываются со смеху, а потом входит в кадр, и он уже Ромео!»

Монолог Ромео, в исполнении Леонардо, у гроба Джульетты был так хорош, что Клер Дейнс чуть не расплакалась в кадре и не погубила сцену. Когда режиссер сказал «Снято!», Дейнс поцеловала руку ДиКаприо и сказала: «Не заставляй меня плакать. Предполагается, что я в коматозе!»

Сцена «на автозаправке» немного шокирует культурной деградацией некоторых героев, но давайте признаемся себе честно, каждый из нас, так или иначе, сталкивался с ними в реальной жизни, такова правда действительности. Однако, не смотря на отвратительные манеры и явно недалекий ум, эти люди всё же способны сопереживать, и знают цену дружбе, это доказывает нам персонаж Бенволио.

В этой же сцене перед зрителем впервые предстаёт Тибальт... «Кошачий царь»... эти два как нельзя более полно описывают внешнюю составляющую образа этого героя в лурманновской интерпретации. Что касается внутренней наполненности, то он подобен маковому полю из сказки «Волшебник Изумрудного города»... мы с первой секунды его появления пониманием, что вся междоусобная ненависть двух равно уважаемых семей непросто сконцентрировалась, а накалилась до предела именно в этом персонаже, но всё же, как загипнотизированные пленяемся пластикой и грациозностью его движений.

Ромео образца 1996 года не праздношатающейся юнец, придумавший себе печаль и упивающейся ею, как у Дзефферелли, а «лишний человек» не вписавшийся в рамки действительности. Не способный жить в мире потребления и жестокости, где всё покупается и продаётся, а духовные и нравственные ценности заменены материальными, где любовь и секс – синонимы, он чувствует себя потерянным и ищет спасения в философии и поэзии. Розалина здесь скорее отговорка, чем истинная причина его терзаний.

 
Единственный человек способный понять Ромео – Бальтазар. Парень тоже явно не вписывается в эту пёструю компанию и всегда находится в стороне, но, не смотря на это, юный Монтекки предпочитает именно с ним разделить свою тайну и находит отклик в его душе.

Леди Капулетти поначалу кажется довольно эксцентричной персоной, но позже мы видим забитую, запуганную тираном мужем женщину, которая смирилась со своей участью настолько, что искренне считает богатство, знатность истинным счастьем и именно этого совместно с супругом от всего сердца желает своей дочери.

Джульетта здесь – олицетворение любви. Недаром в первом своём кадре в фильме она напоминает богиню любви с картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», а в её одежды преобладает белый – цвет непорочности. Юная Капулетти не какая-то идеальная красотка, а классическая girl-next-door – девушка, живущая по соседству, каждая из которых, если присмотреться, не сравнится со всевозможными фотомоделями и кинодивами. Героиня Дзефферелли до встречи с Ромео даже не думает о любви, так как совсем ещё ребёнок, у Лурманна же она чем-то сродни пушкинской Татьяне, выросшей в уединении. Она романтична, мечтательна, чиста, не способна на лицемерие и предательство, но в отличие от персонажа, созданного русским классиком, не может жить с нелюбимым.

Ещё один не смирившийся с реальностью персонаж это Меркуцио, но в отличие от двух вышеупомянутых собратьев он выбрал более лёгкий способ выживания. Наркотики, «пофигизм» и маска вечного раздолбая отлично помогают ему скрыться от внешнего мира, только однажды в страстном порыве он теряет над собой контроль и показывает своё истинное лицо, лицо надломленного, раздавленного человека.

Пролог и эпилог фильма Лурманн вложил в уста ведущей новостей и оформил в виде репортажа с места событий, тем самым создав впечатления что жестокие, кровавые бойни происходят здесь и сейчас, а шекспировские герои живут среди нас.

Знаковой сценой является бал в доме Капулетти. Костюмы героев символично отражают внутренние миры персонажей. Здесь и Бенволио со своими друзьями в образе варваров, и возомнившие себя вершителями судеб хозяева дома в костюмах Цезаря и Клеопатры, невидящий ничего вокруг себя Парис в скафандре, сатана Тибальт со своими приспешниками, и вечно скрывающий своё истинное лицо Меркуцио – дива из кабаре. Ромео – прекрасный рыцарь в сияющих доспехах, которого ждёт каждая девушка. Джульетта – светлый ангел, ставший прекрасной дамой для «рыцаря печального образа», озаривший и наполнивший смыслом его одинокую жизнь.

Особую почти сакральную роль играет в этом фильме вода. Она здесь как символ перерождения или очищения. Первый раз Джульетта подобно Венере появляется из воды. Ромео перед встречей с будущей возлюбленной, вынужден тоже пройти через очищение водой, чтоб выйти из наркотического дурмана. Первая встреча опять же происходит через призму воды – аквариум, почти вся сцена ночного свидания проходит в бассейне, сцена дуэли с Тибальтом проходит под дождём – тем самым вода очищает обоих её участников.

Ещё одним незримым, но достаточно важным героем экранизации является Бог, что достаточно необычно для современной версии. В фильме много всякого рода религиозной символики: на пистолетах, одежде, в комнате Джульетты. Ромео явно со знанием дела помогает отцу Лоренца одеть рясу, даже будучи эмоционально возбуждённым от радости, что получил согласия духовника на тайное венчание он останавливается чтобы перекрестится, его слова «Насмешница судьба», «Со смертью мой бессрочный договор» – обращены к Богу. Джульетта приходит к священнику за советом в форме ученицы в воскресной школы; а её монолог – рассуждение о замыслах природы и дальнейшее раскаяние в порицании мужа словно обращены к всевышнему.

Джульетта здесь не рвёт отношения с няней. Здесь женщина, невольно наталкивает несчастную, падающую в бездну отчаяния девушку, на спасительную мысль о смерти.
Особенностью этого фильма является то, что Лурманн первым использовал в своей экранизации более ранний литературный финал пьесы, в которой юная Капулетти просыпается раньше, чем умирает Ромео и вынуждена наблюдать последние моменты жизни супруга. Многие обвиняют режиссёра, что он сделал слишком пафосным место, где покоится Джульетта, но ведь у Шекспира сам Ромео называет его «сияющим чертогом», кроме того здесь это не склеп, а храм.
Баз Лурманн, снимая свой фильм, явно руководствовался поговоркой: «Глаза – зеркало души», потому что акцент в его фильме сделан именно на глаза. Заметьте, мы почти не видим съёмок актёров в полный рост.

Премьера фильма состоялась 1 ноября 1996 года. Выйдя на экраны, экранизация сразу же приобрела скандальную репутацию. Смена декораций привела в неистовство ортодоксальных литераторов. Одни говорили, что кощунственно одевать героев бессмертной трагедии в пляжные рубахи и давать им в руки огнестрельное оружие, однако 74 % критиков давали положительные отзывы. Кассовые сборы составили $147 миллионов, при бюджете всего в $14.5 миллионов. Несомненным достоинством фильма Лурманна является то, что он привлёк многих подростков к произведению Шекспира, а порой даже вызывал интерес к более ранним постановкам «Ромео и Джульетта».

В 2008 году нейропсихолог Дэвид Льюис из Лаборатории мозга в Великобритании установил природу эмоций, которые ощущают зрители при просмотре фильмов. Во время просмотра роликов Льюис и его сотрудники снимали у испытуемых электроэнцефалограмму и замеряли изменения их кровяного давления и сердечного ритма. По наблюдениям ученых, наибольший эмоциональный отклик у добровольцев вызвал фильм «Ромео и Джульетта» с Леонардо ДиКаприо и Клэр Дэйнс. При просмотре сцены смерти Ромео и Джульетты сердечный ритм увеличивался более чем у двадцати процентов испытуемых, в то время как при просмотре «Касабланки» – картины, занявшей второе место всего у двенадцати процентов.

Фильм База Лурманна доказал, что эта история любви на века, и даже перенесенная в самый конец двадцатого века, она не теряет ни нотки из своего завораживающего звучания. Времена меняются, люди меняются, жизнь меняется, а истинная любовь – вечна.

Автор текста: Дарья Кузнецова

Копирование данного материала в любой форме запрещено. Ссылка на сайт приветствуется. По всем вопросам обращайтесь: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в личку «Вконтакте»

Читать комментарии создателей и актеров фильма Ромео и Джульетта 1996г.

© 2007-2024 yulia6@mail.ru