"... нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте ..." | |||||
|
Ромео и Джульетта (1968)(Romeo and Juliet)Продюсеры: Джон Брабуне, Энтони Хейвлок-Аллан, Ричард Б. Гудвин Музыка: Нино Рота (Nino Rota) Жанр: драма, мелодрама В ролях: Леонард Уайтинг, Оливия Хасси, Джон МакИнери, Майло О’Ши, Пэт Хейвуд, Роберт Стивенс, Майкл Йорк, Брюс Робинсон, Пол Хардвик, Наташа Парри, Роберт Стивенс. Наиболее успешной киноверсией Ромео и Джульетты уже многие годы, остается экранизация Франко Дзеффирелли 1968 г. Фильм получил признание, более чем любая из предыдущих экранизаций Шекспира, невзирая на то, что Шекспир самый экранизируемый драматург в истории. Его ключевым решением был выбор актеров, которые подходили по возрасту для этих ролей. После хорошо организованного международного поиска актеров Дзеффирелли выбрал 16-тилетнюю Оливию Хасси из Аргентины и 17-ти летнего британца Леонарда Уайтинга. Они не только выглядели в соответствии со своими ролями, они воплотили их в свежести своих личностей, и хотя никто из них не был актером, они полностью соответствовали шекспировскому диалогу. Дзеффирелли раскритиковали за то, что он осмелился показать Ромео и Джульетту просыпающимися в ее постели, несомненно, после того, как они испытали физическую близость. Вечером 25 июня 1967 г. 80 миллионов телезрителей из 18 стран мира смотрели прямую трансляцию с репетиции сцены венчания ("Ромео и Джульетты"), снимавшейся в базилике Сан Пьетро в Тускании.
Рассказ режиссера Франко Дзеффирелли о создании фильма «Ромео и Джульетта»Фрагмент автобиографии режиссера Франко Дзеффирелли, в котором он рассказывает о создании фильма «Ромео и Джульетта». Очень познавательно почитать воспоминания о подготовке к съемкам и кастинге из первых уст. «Начало проб оказалось сущим кошмаром, потому что выяснилось, что все девушки Англии только и мечтают, что стать новой Джульеттой, как мечтали их матери, бабки и прабабки. Они ехали отовсюду, Из самых далеких Богом забытых мест. На улице, где проходили пробы, было не протолкнуться. Уже по одному этому коллективному безумию можно было снимать целый фильм. Разумеется, на роль Ромео тоже оказалось немало претендентов, но с ними было значительно проще, я почти сразу нашел троих или четверых, а в одного просто влюбился с первого взгляда. После проб рассеялись последние сомнения – вот он, новый Ромео, Леонард Уайтинг, молоденький актер «Олд-Вика», всего шестнадцати лет, красивый и обаятельный, уверенный в себе и даже немножко нахальный, как породистый жеребчик. Прекрасный образ юного итальянца эпохи Возрождения, на тех, что кажется, появились на свет, чтобы Внушать Любовь, страсть и... создавать массу неприятностей.». Разумеется, на роль Ромео тоже оказалось немало претендентов, но с ними было значительно проще, я почти сразу нашел троих или четверых, а в одного просто влюбился с первого взгляда. После проб рассеялись последние сомнения – вот он, новый Ромео, Леонард Уайтинг, молоденький актер «Олд-Вика», всего шестнадцати лет». Подробнее...
Производство фильма «Ромео и Джульетта», места съемокДзеффирелли, целью которого было создание приближенной к оригиналу, но понятной своему поколению версии «Ромео и Джульетты», сохранил все значимые сцены и диалоги Шекспировской пьесы, но преобразил все сложные для понимания моменты в динамичное действие, оформив их множеством пояснительных реплик и сцен. В этой истории режиссер увидел параллель с жизнью сегодняшней молодежи, с современной действительностью, где искреннее стремление молодых людей жить и любить приносится в жертву устаревшим ценностям старшего поколения. На главные роли режиссер выбрал 17-летнего Леонарда Уайтинга и 15-летнюю Оливию Хасси, которые стали самыми молодыми в истории профессиональными актерами, сыгравшими Ромео и Джульетту. Серьезную поддержку фильму оказали актеры, приглашенные на роли второго плана, Майло О'Ши, Майкл Йорк и Джон Макенери, которые составили удивительное сочетание юности и актерского мастерства. Грустная, трагическая история о двух молодых влюбленных, погибших в бессмысленной войне своих родителей, известная всему миру благодаря пьесе Шекспира, вдохновляет художников вот уже 400 лет. Джеффирелли уверен, что впервые эта история была рассказана странствующими менестрелями во времена Средневековья, и в дальнейшем передавалась из уст в уста поколение за поколением, пока она не была напечатана впервые писателем Луиджи да Порто примерно в 1530 году. Позже, в 1554 году, новеллист Маттео Банделло опубликовал еще одну версию. Съемки фильма «Ромео и Джульетта», подготовкаВ этой статье мы приоткроем вам тайны подготовки к съемкам фильма 1968г. и сам их процесс. Здесь вы узнаете о стараниях великих гениев, приложивших руку к сотворению этой неустаревающей экранизации: художника по костюмам Данило Донати и его вниманию к мельчайшим деталям, декоратора Монжардино, с умом подошедшего к созданию внешних и внутренних декораций, потрясающего Нино Рота, наполнившего фильм своей чарующей мелодией и о многих других. Вы прочтете, как знаменитый фехтовальщик Никкола Перны показывал азы своего искусства молодым актерам – дуэлянтам, о том как строилась работа оператора Паскуалино Де Сантиса, старания которого были позже вознаграждены «Оскаром» и как проходили основные репетиции на вилле Франко в Риме. Также мы расскажем вам о декорациях, использованных в фильме. «Для «Ромео и Джульетты» Монжардино воссоздал главный квартал Вероны на съемочной площадке Чинечитта студиос в Риме. Эта внушительная постройка состояла из церкви, возвышающейся над рядом каменных ступеней, фасадов особняков, внутренних двориков и рыночной площади. Частью внутренних декораций стал изысканный особняк Капулетти, стены которого богато украсили кожаными и позолоченными изделиями. Молодежь, наряженная в пышные красочные одежды эпохи Ренессанса, собиралась под его сводами для величественной паваны». «Еще раз о балконе в Вероне» — статья Роджера Эберта, который присутствовал при съемкахЭта уникальная, не побоюсь этого слова, статья поможет вам окунуться в один из съемочных дней фильма Дзеффирелли: увидеть вокруг знакомые лица Оливии и Леонарда, услышать их голоса, уловить их настроение, послушать местные сплетни, связанные с созданием фильма из первых уст, посидеть рядом с режиссером, обдумывая будущую сцену, проникнуться волшебством создаваемого мирового киношедевра. «Я долго искал место вроде этого», - рассказывает Дзеффирелли. – «Мы намеренно не хотели снимать сцену на балконе в павильоне. Нужно было что-то настоящее. За три месяца я обегал дюжину замков, и все без толку. Но однажды один мой знакомый, родившийся в Артене, после обеда завез меня сюда. И он был прав: на этот раз мы нашли то, что искали. В обстановке почти ничего не нужно было менять. Там уже был укромный сад для Ромео, и на него как раз выходил балкон Джульетты. И даже луна на небе всходила в нужном месте». Замок буквально сливается с горой. Он находится в 20 км от Рима по дороге в Неаполь. Построен в 16 веке кардиналом Шипионе Боргезе и до сих пор принадлежит его потомкам; нынешний владелец замка Принц Валерио Боргезе отреставрировал его после обстрелов стран антигитлеровской коалиции во Вторую Мировую войну. «Если бы не замок, я даже не знаю, как долго просуществовал бы город», - говорит Джеффирелли. – «Сюда приезжают в основном туристы. Но было время, когда Боргезы владели всей землей в округе». Но сейчас ничего не видно, потому что время два часа ночи и долина окутана мраком. Статья кинокритика Роджера Эберта о фильмеИнтересная статья о фильме, талантливо написанная Роджером Эбертом, американским кинокритиком и телеведущим, лауреатом Пулитцеровской премии, автором более 15 книг. Эберт раскрывает секрет успеха фильма Дзеффирелли, отмечает новаторство его версии, выделяет достоинства постановки, отмечает искренность игры молодых актеров - Леонарда Уайтинг и Оливии Хасси. В перерывах между съемками Дзеффирелли прогуливался в заросшем саду вместе с композитором Нино Рота, написавшем музыку к большинству фильмов Феллини, а сейчас просто напевающий тему из фильма в такт кивкам режиссера. Паскуалино Де Сантис, получивший Оскара за операторскую работу, управлял своей командой тихо, быстро, пытаясь поймать готовность актеров, а не заставлять их ждать из-за технических задержек. На рассвете, за чашкой крепкого кофе, в то время как подъезжали машины, чтобы забрать актеров обратно в Рим, Дзеффирелли озвучил очевидное: «Вся картина зависит от сцен на балконе и в склепе, и теперь он чувствует, что его выбор актеров оправдал себя и фильм будет успешным». И фильм получил признание, более чем любая из предыдущих экранизаций Шекспира, невзирая на то, что Шекспир самый экранизируемый драматург в истории. Этим фильмом начался бурный 1968 год, время политических переворотов во всем мире и, каким-то образом, история несчастных влюбленных впитала в себя настроения молодых людей утомленных борьбой старших. Рецензия критика Роджера Эберта о фильме «Ромео и Джульетта»Рецензия кинокритика Роджера Эберта, лично присутствовавшего во время съемок некоторых сцен фильма и знакомого с актерами и самим Франко Дзеффирелли. Как и многие другие жертвы Американской системы образования, я не взлюбил Шекспировские годы еще до того, как мои руки дошли до его сочинений. «Голоса» 12-летних подростков начали меняться, они становились более циничными, из-за чего имя Шекспира было олицетворением всего того, что они считали анти-интеллектуальным. Проблемы начались уже, когда мы в классе стали читать пьесы «Юлий Цезарь» и «Макбет» со скоростью десять строк в час. Это было совершенно невыносимо - читать Шекспира так медленно и при этом удерживать в голове то, что было в первых трех актах. И к тому моменту, как мы доходили до убийств, мы перешептывались: «Кто такой, этот Брут?». Что было необходимо нам в качестве введения, так это такой подход, который поймал бы сам дух и жизнь Шекспира, а не завязывался бы исключительно на изучении языка. С этой точки зрения, «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли, на мой взгляд, самый захватывающий фильм по Шекспиру, который когда-либо был снят. Не потому, что драма здесь ярче, чем в фильме Лоуренса Оливье «Генрих Пятый», это не так. И не потому, что кинематография здесь сильнее, чем в фильме Орсона Уэллса «Фальстаф». Это действительно, более великий Шекспир, чем в других случаях, поскольку здесь присутствуют страсть, жестокость, поэзия, любовь и трагедия в своих самых смелых формах, которые я мог только представить. |
||||
|