"... нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте ..." | |||||
|
Съемки фильма «Ромео и Джульетта», подготовкаДата: 1967г. Для «Ромео и Джульетты» Монжардино воссоздал главный квартал Вероны на съемочной площадке Чинечитта студиос в Риме. Эта внушительная постройка состояла из церкви, возвышающейся над рядом каменных ступеней, фасадов особняков, внутренних двориков и рыночной площади. Частью внутренних декораций стал изысканный особняк Капулетти, стены которого богато украсили кожаными и позолоченными изделиями. Молодежь, наряженная в пышные красочные одежды эпохи Ренессанса, собиралась под его сводами для величественной паваны («Павана» - старинный бальный танец. – Прим. пер.) Со всей этой роскошью и великолепием играет на контрасте комната Джульетты. Именно там, в ее простых апартаментах, молодая чета проводит свою первую брачную ночь, и там же Джульетта пьет снадобье, под действием которого погружается в «мертвый» сон. Чтобы придать обстановке еще более романтический вид, Монжардино специально подбирает мебель нежных оттенков кремового в сочетании с грубыми тонами красной древесины орехового дерева. Он также спроектировал склеп, где Ромео прощается с возлюбленной Джульеттой, и кладбище, на котором Ромео сражает насмерть Париса. В ходе создания декораций Монжардино получил большую поддержку от Антони Федели, профессора Миланской Академии Брера, большого знатока фресковой живописи и архитектуры эпохи Ренессанса. Федели временно воссоздал некоторые фрески и мозаику главного алтаря базилики Сан Пьетро в Тускании и обновил выцветшие росписи на стенах древней резиденции Папы в Пьенце, где снимали особняк Капулетти. Под руководством художника по костюмам Данило Донати авторитетные ателье братьев Церретелли во Флоренции и Фарани в Риме изготовили для «Ромео и Джульетты» оригинальные костюмы эпохи Ренессанса. Вес многих из них, богато украшенных рюшами из французского бархата и парчи, обшитых массивными золотыми галунами, мог достигать почти 30 кг, - нелегкая ноша для актеров в условиях съемок под изнурительным августовским солнцем и мощными дуговыми лампами. Для создания образа вспыльчивых Капулетти художнику по костюмам понадобились кричащие оттенки желтого и красного; на контрасте с ними выступали Монтекки, одетые в приглушенный голубой и коричневый. Одна деталь костюмов, а именно: разноцветные полосатые штаны-чулки, - привлекла тогда к съемочной площадке внимание многих посетителей; ту же реакцию, возможно, стоит ожидать и после показа фильма в США. Донати сотрудничал с Дзеффирелли и в ряде других театральных и оперных постановок в Италии. Он создал большую часть костюмов для фильма «Укрощение строптивой» и пьесы «Черная комедия». Донати дважды был номинирован на «Оскар» в 1967 г. за лучший дизайн костюмов черно-белых фильмов «Евангелие от Матфея» и «Мандрагора». Также он много работает на телевидении. Дзеффирелли удачно завязал тесную дружбу с выдающимся итальянским композитором Нино Ротой; их сотрудничество началось в 1960 г. со знаменитой постановки пьесы «Ромео и Джульетта», которую Джеффирелли ставил на сцене лондонского театра Олд Вик. С тех пор Рота принес успех еще двум инсценировкам шекспировской трагедии на итальянской сцене под руководством Дзеффирелли, а в прошлом году они вместе работали над «Укрощением строптивой». Поскольку события «Ромео и Джульетты» происходят в Италии в середине 15 века (приблизительно за 150 лет до рождения самой пьесы – Шекспир писал в Елизаветинскую эпоху), Роте пришлось несколько переделать свое – уже готовое – музыкальное сопровождение таким образом, чтобы оно максимально передавало дух того времени. Он также написал музыку к балладе «Что такое юность» (“What is youth”) на слова Юджина Уолтера. В фильме – в сцене бала – ее исполняет Бруно Филиппини, молодой итальянский певец, который на протяжении 5 лет является основным солистом Хора Сикстинской Капеллы. Музыка Роты украсила многие замечательные итальянские фильмы, среди которых картины Федерико Феллини - «Джульетта и духи», «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь», «Дорога»; фильмы Лукино Висконти - «Белые ночи», «Леопард», «Рокко и его братья». Рота также писал музыку для фильмов Рене Клеман, Марио Сольдати, Ренато Кастеллани, Эдварда Дмытрыка. За свою музыку он дважды становился лауреатом кинопремии «Серебряная лента», которую присуждает итальянская ассоциация кинокритиков. Кроме того, он является автором музыкального сопровождения для многих театральных постановок и телевидения, в том числе детского телесериала, в котором снималась поп-певица Рита Павоне. Рота родился в Милане в 1911 г., а в настоящее время живет в г. Бари, где он руководит консерваторией. В эпоху Ренессанса дуэли были так же популярны среди молодежи, как футбол в наше время, только опаснее для жизни. Одного неодобрительного слова или взгляда было достаточно, чтобы вспыхнула драка между враждующими кланами Монтекки и Капулетти. Все это могло вылиться как в открытый поединок, так и коллективную резню. Все они – Ромео, Тибальт, Меркуцио, Парис – попадают в беду из-за своей опрометчивости, желания скорее обнажить шпагу. Поэтому Дзеффирелли заручился поддержкой знаменитого фехтовальщика Никколы Перны, у которого актеры – Леонард Уайтинг, Майкл Йорк, Джон МакИнери, Роберто Бисакко – учились секретам почти забытого искусства фехтования. Всем четырем безумно нравились эти уроки, и с каждым днем их успехи становились все заметнее, что позволяло им даже импровизировать перед камерой. Учитель был настолько восхищен физическими способностями и энтузиазмом молодых британцев, что во время съемок доверил Уайтингу свое сокровище – настоящую шпагу эпохи Ренессанса. Еще до съемок Дзеффирелли снял виллу с большим парком на старинной Аппиевой дороге (Appian Way). Она буквально стала летней театральной школой: пока Дзеффирелли и его тренеры по сценической речи Маргарет Андерсон и Дисон Лоуэлл работали с одними актерами на террасе перед коттеджем, другие в просторных залах упражнялись в фехтовании, танцах и верховой езде. Альберто Теста из Национальной Академии Танца (Италия) обучал юных актеров – Хасси, Уайтинга, Йорка и других – искусству исполнения сальтареллы, бурре и паваны (типичных танцев времени Ромео и Джульетты) В съемках принимали участие также 22 танцора из Академии кордебалета, в том числе Мария Фраччи, сестра знаменитой балерины Карлы Фраччи. Паскуалино де Сантис, снимавший «Ромео и Джульетту», долгое время работал ассистентом кинооператора в таких картинах, как «Ева», «Ночь» Антониони, «Руки над городом». Брат итальянского режиссера Джузеппе де Сантиса («Горький рис»), он к тому же недавно работал с Франко Росси над фильмом «Однажды». Для того чтобы придать больший динамизм массовым сценам драки между Монтекки и Капулетти, Дзеффирелли придумал посадить де Сантиса на коня, чтобы тот мог снимать ручной камерой из самой гущи событий. Вечером 25 июня 1967 г. 80 миллионов телезрителей из 18 стран мира смотрели прямую трансляцию с репетиции сцены венчания («Ромео и Джульетты»), снимавшейся в базилике Сан Пьетро в Тускании. Так Италия опробовала только появившееся спутниковое телевидение. Для этой трансляции потребовались еще два дня специальных репетиций и разного рода приготовления, в которых были задействованы десятки механиков, килограммы аппаратуры, кабели, лампы, генераторы. Однако этот предварительный просмотр киноленты стал хорошим поводом для Дзеффирелли, чтобы познакомить своих юных звезд с большой аудиторией, которая впервые собралась у экрана телевизора в таких количествах. Перевод: Елена Семенова Источник: Официальная программка с премьеры фильма в 1968г. Копирование данного материала в любой форме запрещено. Ссылка на сайт приветствуется. По всем вопросам обращайтесь: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в личку «Вконтакте» |
||||
|