«Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали;
он сделался нашим достоянием, он вошёл в нашу плоть и кровь»
(И.С. Тургенев)

Наши великие писатели, великие актёры и талантливые переводчики не просто истолковали и перевели Шекспира. Они откликнулись на его творчество, сотворив совершенно особое явление, побудившее самих англичан говорить о том, что их великий соотечественник нашёл у нас вторую родину. Шекспир стал неотъемлемой частью многонациональной культуры. Он вошёл в плоть и кровь народов нашей страны, подтверждая пророчество требовательного современника: «Да будешь, славен на все времена». Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителя. Лучшие театры мира и выдающейся актёры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль. Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том, кто создал эти произведения. Но это не так просто.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вёл дневника. Нет у нас переписи с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов, если в нём лишь несколько слов о Шекспире исследован и истолкован. Редчайшими историческими ценностями считаются те не многие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись. Нужно было положить очень много труда, чтобы мы смогли прочитать о нём то, что должен знать о нём каждый образованный человек.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года, в городе Стратфорде, расположенном на реке Эйвон, где сейчас находится Мемориальный Шекспировский театр. Это великий английский драматург и поэт эпохи Возрождения. Когда отец будущего поэта, зажиточный по тем временам торговец, разорился, пятнадцатилетний Уильям вынужден был самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Около 1585 года молодой человек отправился в Лондон, где, сменив, как об этом гласит придание, несколько профессий, решил стать актёром. Оказавшись в незнакомом городе без средств, без друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные придания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил, чтобы актёры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, сменял суфлёра. Словом за долго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он узнал не лёгкую закулисную жизнь театра.

Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать маленькие роли в театре, позднее получившем название «Глобус», спектакли которого пользовались успехом в Лондоне. Актёром Шекспир так и не стал, но его высказывания об актёрском искусстве, а главное, великолепное мастерство в построении пьес, свидетельствует о поразительном знании законов сцен. Впрочем Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения – сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекспировские сонеты, благодаря превосходным переводам. Но главным делом для Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Огромное мастерство Шекспира как драматурга язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почётное место в репертуаре театров всего мира.

Первое фолио (собрание пьес) Уильяма Шекспира, изданной в 1623 году под заглавием: «Мистера Уильяма Шекспира: комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов»

Комедии, трагедии, и пьесы исторические, те же трагедии, - каждая группа шекспировских произведений имеет своим центром, или стержнем, мысль о ходе времени как процессе, в котором участвуют от мала до велика и высшие, и низшие, словом все. Основой и материалом для такой идеи служит у Шекспира общая память. Эта сила стоящая над человеком, формирующая его, владеющая им, определяющая его судьбу и поступки. Ликующая радость жизни, прославления здравого, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека – вот основное в первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанные в 1593 -1600 г. В них выражена важная для эпохи возрождения мысль: человека нужно судить не по платью, не по знанию, не по сословию и богатству, а по его поведению и личным качествам.

Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно – весёлую, ясную, волшебную как «Сон в летнюю ночь». Поэтичное воображение Шекспира породило в ней фантастические, близкие к народным сказкам образы Горчичного Зёрнышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязки. Пьесу, сложившуюся у него в основном в течение 1592 – 1598 годов Шекспир приспосабливал к различным спектаклям: вписывал новые эпизоды или строки и не всегда сокращал старые, прибавленные по другим «случаям». Поэтому имеется в пьесе некоторая несогласованность», начиная с названия «Сон в ночь чудес посредине лета», а в пьесе говориться о весеннем празднике, приходящемся на апрель – май.

Мемориальный Шекспировский Театр. Открыт в Стратфорде-на-Эйвоне, в. 1932 году

Но благородным гуманистическим идеям возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах так же выражены идеи возрождения, но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов возрождения с суровой действительностью. Показывая прошлое, воскрешая жестокую междоусобную борьбу баронов, народные бунты, иноземные войны, борьбу за престол, Шекспир подводил всех и каждого к мысли о том, почему они смотрят спектакль и получают удовольствие, а не находятся где-то вовсе за пределами общества, не голодают и не бедствуют, не гниют в земле и не болтаются на виселице. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев, особенно дорогих ему, воплощающих светлые, гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1594 г) пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смирившейся с предубеждениями старины, заключается высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус»: театр «Глобус» был похож накрупный загон под откратым небом. Приезжий иностранец, посетивший в 1599 году представление Шекспира «Юный Цезарь» назвал театр «Глобус» домом с соломенной крышей – он имел в виду крышу над сценой. Своё название театр получил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной шар.

А мы на шекспировскую пьесу разве приходим неподготовленными? Люди образованные, начитанные, мы и прямо перед спектаклем можем пересмотреть текст, чтобы знать точно, что к чему. Но мы уверены, что это, как в прежние времена у нас говорилось, «сочинение Уильяма Шекспира» шекспировский же современник был убеждён в том, что никто этого не сочинял, а только пересказал и показал некую старую давно всем известную историю. И в самом деле, Шекспир почти ни одной пьесы, в полном смысли, не сочинил. Им заимствовались не только сюжеты, но и персонажи, даже текст, который он зачастую не придумывал, а лишь перерабатывал. Собственно с тех пор как это сделалось известным стало понятно, каким образом некий провинциал – недоучка сумел овладеть материалом достаточным для целой коллегии умов. И всё-таки наше книжное знание шекспировских источников не сопоставимо с переживанием или точнее взаимопереживанием, того, что происходило в шекспировском театре, - общей истории и предыстории.

После постановки «Юный Цезарь» с 1601 по 1608 годы Шекспир создал самые великие свои трагедии: «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло». Перед задачей восстановления справедливости в «Гамлете» оказывается не один Гамлет, но еще, по меньшей мере, двое молодых, как и он сам, людей: Лоэрт и Фортинбрас. Шекспир, таким образом, рельефно, сравнительно обозначает проблему. Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он узнаёт: он не умер, он был убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове - матери Гамлета. В трагедии изображено как Гамлет в начале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные и трудные раздумья молодого человека о природе зла, о порочном королевском дворе, о лжи, таящийся в дворцовых стенах, о болезнях, которыми поражён век, словно бы «вывихнутый в своих суставах». Великий русский критик В. Г. Белинский писал о Гамлете «Это душа, рождённая для добра в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета – одиночество человека, который опередил своё время, находится с ним в трагическом разладе и потому погибает.

Современный действующий Театр «Глобус». Здание, воссозданное в 1997 году, находится на расстоянии около 205 метров от  первоначального месторасположения театра

В последние годы творчества Шекспира (1608 – 1612) его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от реальной жизни. В них звучат сказочные фантастические мотивы. Но и в этих пьесах – «Зимняя сказка»; «Буря» - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встаёт на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицания героя одной из этих пьес «Как прекрасно человечество» - может служить знамением эпохи возрождения, подарившей миру Шекспира.

Творческая деятельность Шекспира продолжалась немногим более двух десятилетий. Известны тридцать семь его пьес, четыре поэмы и сто пятьдесят четыре сонета, отличающихся горячим чувством, насыщенных мыслью. Известны ещё две – три пьесы, которые приписываются Шекспиру полностью или частично, как соавтору. Все шекспировские пьесы шли в своё время на сцене, двадцать из них были напечатаны при его жизни и тридцать шесть вошли в сборник так называемое «первое фолио» (1623) составленный актёрами уже после его смерти. Всё это говорит о том, о чём и говорили современники, младшие, шедшие следом за ним, - «об истинно удачной и плодотворной деятельности маэстро Шекспира». Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи возрождения.

Трагедии Шекспира – художественное постижение ведущих тенденций времени. Шекспир зорок и справедлив, он сам является «сыном века»; ему самому то время представлялось порой благоденствия, позволяющей людям раскрывать свои возможности, и он же был судьёй своей эпохи; как писатель, актёр и руководитель труппы, он оставался, верен принципам, которые сам же с подмостков проповедовал, говоря, что цель театра «была и есть – держать как бы зеркало перед природой; являть добродетели её черты, спеси – её же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток».

В 1612 г Шекспир написал свою последнюю пьесу «Буря». Вскоре он оставил театр. Может быть, Шекспир пережил разочарование в английском театре, уходившем от того великого пути, по которому он его вёл. А может быть, в годы молчания он вынашивал замыслы своих гениальных произведений, которым так и не суждено было появиться. Шекспир умер в 1616 г, в день, когда ему исполнилась пятьдесят два года. Он был похоронен в центре родного Стратфорда, куда до си пор приезжают почитатели его таланта со всех концов мира, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Статфордском мемориальном театре, где ставятся только пьесы Шекспира.

На могиле Шекспира всегда свежие цветы. Табличка на заднем плане так называемое «проклятие» драматурга, в котором он просит «не тревожить его кости»

Исторические пьесы Шекспира, называемые «хрониками», а всего их девять, показывали зрителям наступление существующего порядка вещей. То была не переодетая в старинные одежды злоба дня, а предыстория современности. Подобно многим городкам и даже городам, утрачивающим своё значение, и Стратфорд, вероятно, мог бы замереть, если бы в нём со временем, не развивалась особая промышленность и коммерция – шекспировская. Шекспир глядит теперь на туристов с каждой вывески.

И всё-таки Шекспир был одним из популярных драматургов своего времени, значит, умел угодить, то есть привлечь в свой театр и не искушённую, и даже очень искушённую публику. «Он принадлежит не одному веку, но всем временам. Сама природа гордилась его замыслом и с радостью облекалась в одежды его стихов».

Разве ныне мы думаем иначе?

Источники:
Статья: «Так был ли Шекспир на самом деле?» Автор: Елен Кузич (KLena)
Литература: Уильям Шекспир «Комедии, хроники, трагедии».

Копирование данного материала в любой форме запрещено. Ссылка на сайт приветствуется. По всем вопросам обращайтесь: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  или в личку «Вконтакте»

© 2007-2024 yulia6@mail.ru