"... нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте ..." | |||||
|
Большая сравнительная рецензия Натальи Ефремовой на фильм «Ромео и Джульетта» 2013 г. Режиссер: Карло Карлей - Большая сравнительная рецензия Натальи Ефремовой на фильм «Ромео и Джульетта» 2013 г. Режиссер: Карло КарлейСтраница 2 из 4
А еще Бут не знает, куда деть руки – это просто его визитка! В сцене у колодца с отцом Лоренцо, когда ему полагается убеждать, уговаривать священника поженить их с Джульеттой, он просто цепляется за ремень – и стоит. Или с тем же отцом Лоренцо, когда тот сообщает ему приговор князя. Его, Ромео, изгоняют из Вероны, а он не мечется, не рвет на себе волосы, не стенает, нет, СТОИТ – руки по швам, в некоторых ракурсах они у него, правда, оказываются почему-то на кинжале, а потом снова по швам. Ромео-2013 «просыпается» только в драке. Опустим его странную стойку, словно он собрался ставить блок ребром руки. Но тут он хотя бы двигается, играет, и лицом в том числе. Забавно, как он делает один и тот же жест правой рукой в разговоре с Тибальтом, со злым лицом говоря ему, что он его любит (ха!), и в разговоре с отцом Лоренцо, жалуясь на изгнание из Вероны. Ой, ну, меня понесло... Я готова препарировать все сцены с Бутом. А почему? Потому что мне не все равно. И будь он чуть мягче, выразительнее в мимике и живее в движениях, возможно, результат был бы иным. Получился бы его Ромео не только в статике. Ведь в интервью Дуглас только что вприсядку не пускается! Живейшая мимика, жестикуляция, руки, эмоции – все есть. Только куда он это закопал в данной роли, а главное, зачем? Я не видела и не стану смотреть другие фильмы с участием Леонарда Уайтинга, пусть их совсем немного. Мне хочется, чтобы он остался для меня только в образе «того самого» Ромео. А киноработы Бута посмотрю обязательно: буду искать того, кем может стать Дуглас на самом деле. Его идеальный образ. Я уверена, что найду ЕГО, поскольку убеждена – он может. Что-то в нем есть помимо универсально-модельной внешности. Рано или поздно отыщу и, скорее всего, в отрицательной роли. Вон, «Восхождение Юпитер» грядет, и «Клуб бунтарей» у меня на подходе. Но не у Шекспира, это точно (хотя, вдруг Гамлет удался бы?). Пора, пора переходить к Джульеттам... «ДЖУЛЬЕТТА, ТЫ КАК ДЕНЬ!» И здесь, на другой гендерной стороне бессмертного дуэта, тот же расклад. «Моя» Джульетта – прежде и навеки – Оливия Хасси. Ее детскость, открытый, удивленный, робкий взгляд и этот неподражаемый наклон головы – все есть Джульетта. Она скромна там, где нужно быть скромной, порывиста и импульсивна там, где нужно быть порывистой. Выражение ее лица меняется, как облачный узор на небе в ветреный день. Моя любимая сцена с ней – на балконе, при первом объяснении с Ромео. Боже, как Оливия естественна и органична в той смене чувств и настроения, которое она выразила в своей героине! Я смотрела на нее с тем же восторгом, что и на Ромео. В ней все говорит о том, что она любит. Она – любит! Как и он ее. Черты лица Оливии, ее античная красота, фарфоровая кожа, тонкие руки, хрупкость и легкость – вот идеальное воплощение Джульетты. И видно, и чувствуется, как она нежна и юна. А что касается Хейли Стайнфелд... Тут, на мой взгляд, банальный мискастинг, хотя играет она, вроде бы, неплохо, не на «Оскара» конечно, но кратно лучше Дугласа. Просто Джульетта – не ее типаж, вот и все. Тем более после непревзойденной Оливии Хасси. Как-то она слишком простовата, с этим ее картофельным носом (который, похоже, слегка мешает целоваться) и пухлыми щеками. Говорили, что Дзефирелли запрещал Оливии Хасси переедать на съемках, сочтя ее на кастинге полноватой. Так вот, Стайнфелд тоже не мешало бы посадить на диету. Местами, особенно на крупных планах, она напоминала мне Фиону из «Шрека», причем ту, которая с зеленой кожей. Но, надо отдать ей должное, дуэт с Дугласом она все-таки подтягивала. А вот теперь и про дуэт... ХИМИЯ НЕ ИЗ КУРСА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Все интервью, которые мне довелось прочесть о РиД-2013, буквально кричат о пресловутой химии между Дугласом и Хейли, химии, которая отразилась и на их героях, позволила проявить настоящие чувства, глубокие, как самое синее море... Бессовестно врут! Ее там нет! Как нет любви в глазах актеров, ни у Нее, ни у Него. Они даже не пытаются сыграть то самое чувство, драматизм и сила которого несет эту пьесу сквозь века, они просто бездушно отрабатывают текст. Ее, эту всепоглощающую страсть, видишь в РиД-2013 только потому, что знаешь, что она должна там быть, и веришь в это. Иногда, когда Дуглас вспоминает, что вообще-то обязан играть, даже что-то и проскакивает, но тут же гаснет от его холода и диссонанса между актерами. Столько было написано о том, как Дзеффирелли работал с Уайтингом и Хасси, как старался, чтобы они привыкли друг к другу, чтобы их любовь выглядела настоящей... Сцену их пробуждения снимали последней, когда они уже сблизились и смогли сыграть убедительно... А как они смотрели друг на друга! Как тянулись друг к другу при каждом появлении! Вот где завораживающая, не поддающаяся анализу и описанию химия со всеми своими элементами, физика с искрами и магнетизмом и анатомия во всей природной красоте и естественности! В «Ромео и Джульетте» 2013 все было гораздо быстрее и проще. Время другое, подход другой. Актеры познакомились, загримировались, выучили текст и – шагнули в кадр. Все. А что еще нужно, собственно? Им сопереживаешь, потому что сопереживаешь персонажам пьесы, но игра оставляет желать лучшего. И если бы Стайнфелд не старалась, то вообще все пропало бы. Я внимательно смотрела совместные интервью Дугласа и Хейли – по нулям. Нет там ни малейшего притяжения, какая уж тут химия... В завершение разборок с Ромео и Джульеттой резюмирую – в фильме 2013 они потрясающе, театрально красивы, особенно во всех этих костюмах и интерьерах, верхом на лошадях, в старинном танце, но их пара проигрывает паре 1968 года как по типажу, так и по глубине отношения друг к другу. Вместе – ну никак... И еще одно. Вопрос режиссеру и тому занятному человеку, который занимался кастингом. Как может Ромео быть настолько красивее Джульетты? Вот в принципе? От их дуэта невозможно оторвать взгляд, но ловишь себя на мысли, что смотришь все-таки не на Джульетту, а только на Ромео. И Ромео, кстати, не видишь. ДРУГИЕ ГЕРОИ НАШЕЙ ПЬЕСЫ О других актерах тоже. Обязательно. Больше всего вопросов в РиД-2013 из второстепенных персонажей вызывает кормилица. Ей полагается быть простоватой, громогласной, доброй, не особо умной и утонченной, какой она и была в РиД-1968 в исполнении Пэт Хейвуд. А что мы видим у Карлеи? Изящная миловидная дама (Лесли Мэнвилл) с аристократическими чертами, которой ох как не идет роль прислуги. Особенно это заметно, когда кормилица пытается шутить на тему «упала на лобик, потом на спинку будешь падать». Их бы с Джульеттой поменять местами и возрастом, глядишь, вышло бы удачнее.
Кстати, Меркуцио называет его непревзойденным фехтовальщиком, пугая юного Бенволио, показывают его тренировку с оружием, однако в схватке Тибальт оказывается никакущим. В начале фильма дерется с молоденьким Бенволио без какого-либо ощутимого перевеса, а последний поединок с Ромео у него занимает минуту, в отличие от «Ромео и Джульетты» 1968. И Ромео-2013, этот (по пьесе) пацифист и романтик, довольно легко укладывает натренированного Тибальта совершенно предсказуемым ударом в спину, хотя здесь уже вопрос к режиссуре, конечно. Пожалуй, единственный персонаж, который впечатлил меня на все сто в обеих экранизациях, – это отец Лоренцо. Я не знакома с творчеством Майло О'Ши, а Пола Джиаматти просто обожаю, особенно его инспектора в «Иллюзионисте». Какой же он все-таки естественный и органичный в роли священника, мудрого и доброго советчика, помогающего двум влюбленным обрести друг друга! Джаматти – это чистая ртуть! Подвижный в мимике, чуткий, реагирующий на каждый вздох партнера, не говоря уже и о словах. А во всех диалогах с Ромео – вообще единственный живой персонаж. А еще Бенволио. Оба хороши, в обеих экранизациях! Каждый интересен по своему, но оба настолько преданы Ромео, что кажется, эта их дружба проистекает из реальной жизни. Конечно, Коди Смит-МакФи впечатлил сильнее, он играет намного более трепетно, искренне и эмоционально, и плачет натуральнее, и держится естественнее, и его горю сопереживаешь всем сердцем. Талант в нем есть, и мастерство тоже, несмотря на юность. А еще он как-то поразительно вписывается в то время, в те интерьеры, костюмы и прочее окружение. И однозначно переигрывает Ромео.
|
||||
|