Большая сравнительная рецензия Натальи Ефремовой на фильм «Ромео и Джульетта» 2013 г. Режиссер: Карло Карлей - Большая сравнительная рецензия Натальи Ефремовой на фильм «Ромео и Джульетта» 2013 г. Режиссер: Карло Карлей

Кого забыла? Париса? Тут ровно, потому что я к нему, как бы это выразить, слегка равнодушна.  В «Ромео и Джульетте» 2013 мне его даже жалко немного, но что поделать... Не ту девушку он выбрал, не ту... И у склепа не вовремя оказался... И не послушался обезумевшего от горя Ромео – на конфликт пошел... Отсюда – карма.

Актерский ансамбль 2013 в целом неплох (ключевая фраза – в целом), однако актерский ансамбль 1968 выигрывает на сто очков благодаря профессионализму, харизматичности и удивительной гармонии между ними. И, конечно же, завораживающей игре Ромео и Джульетты, которую не перекроет никакой лоск, никакая, даже самая яркая, картинка.

ЧТО В ГОЛОСЕ ТЕБЕ МОЕМ?

А в голосе – провал и триумф, в зависимости от ситуации.

К дубляжу 1968 нареканий нет, есть только немое восхищение и благодарность Герасимову и Каменковой за их филигранную, искреннюю работу над образами Ромео и Джульетты. Здесь опять приходит на ум слово «гармония». Русские голоса органичны и эмоциональны, в них звучит душа и вся палитра чувств.

А с «Ромео и Джульеттой» 2013 опять не без косяков. Во-первых, на мой взгляд, это не лучший перевод Шекспира, ну да ладно. Но вот Джульетта в озвучке Арзамасовой – божемойбожемой! А ведь дубляж мог спасти фильм, вытянуть местами картонную игру, углубить драматизм одних сцен и нежность других. Джульетта Арзамасовой тарахтит так, словно пытается успеть прочесть рэп. Самой ужасное впечатление оставила сцена на балконе, где во время довольно длинного монолога меняется настроение Джульетты, эмоции, темп речи, в конце концов. Это у Шекспира. И, к слову, у Хасси. А тут что? Тра-та-та – все на одном вдохе, поверхностно, бегом, а то не успеем. Куда, спрашивается?

«Какой сейчас царит в моей груди», – апогей дубляжа в этой сцене. Я специально пыталась повторить эту фразу с той же скоростью. Практически фиаско...

Ромео в этом плане выигрывает с большим перевесом. Спасибо Филиппу Бледному – подставил Дугласу Буту костыли, и весьма надежные. Хотя бы голосом подарил Ромео отсутствующие эмоции. Особенно в той сцене, когда отец Лоренцо сообщает Ромео о приговоре, и тот заходится в слезах и крике. Честное слово, даже забавно стало – каменное лицо с красными глазами (это типа слезы), крик о «секире золотой» и стойка, тянущая на первое место в игре «Морская фигура, на месте замри». Ну, о динамичности игры Бута я писала выше.

ПО ТУ СТОРОНУ КАМЕРЫ

Единственная часть рецензии, над которой я, как это принято говорить, «долго думала». С одной стороны, здорово получилось. Натурные съемки, великолепные интерьеры, красочные фрески (пусть частично и в виде компьютерной графики, как, например, в сцене бракосочетания Ромео и Джульетты)... Про костюмы – сплошной восторг, особенно на балу со всеми этими роскошными масками и платьями. И искорками Сваровски – а как же?


Очень заметен акцент на крупный план – ну, тут понятно, такие лица красивые... Переброс действия ближе к эпохе Возрождения – довольно занятный ход в плане расцвечивания визуальной картинки, в этом Карло Карлеи не прогадал. Глаз не оторвать!

Мне понравился счастливый финал истории (вытаращили глаза?)... в пересказе отца Лоренцо, когда он готовил снотворное для Джульетты. Хотя бы так показали счастье влюбленных, которого уже никогда не будет. Но пробирает почему-то не меньше, чем в финале истинном.

Интересно и неоднозначно увлечение Ромео живописью и скульптурой. Да, это оригинально, но образ Ромео искажает, подает его в ином свете. В фильме 1968 г. Ромео бродит, неприкаянный, мается, страдает, а в картине 2013 г. он как в начале фильма, так и в Мантуе, весьма деятелен и деловит. Как-то не верится, что «долог час тоски». Зато умопомрачительно красиво – все эти фрески, свечи и скульптуры!

Что-то Карлеи явно заимствовал у Дзеффирелли (тут, как ни крути, иногда не обойти), что-то привнес, и, если не придираться, снято замечательно. А если придираться, то в любом фильме можно найти неполадки. Есть они и в «Ромео и Джульетте» 2013. Например, совершенно не впечатляют поединки. Слишком искусственные. Боялись поранить Бута, который по куче контрактов обязан беречь свою внешность?

Еще из странностей – смещение эмоциональных акцентов в сценах. Взять хотя бы расставание на балконе, при котором Ромео и Джульетта размыкают руки, а камера фиксирует их пальцы. В фильме 1968 этот драматичный момент был оправдан: влюбленные, не зная того, расставались навеки, чтобы уже никогда не коснуться друг друга. И – размыкали руки... Сердце замирало! А зачем в «Ромео и Джульетте» 2013 Карлеи вставил этот же (!) прием в счастливое, в общем-то, расставание на балконе? Только обреченность внес, с самого начала их отношений, не говоря уже о том, что на крупном плане у Ромео – левая рука, и тут же правая – на общем.

Сцена брачной ночи и пробуждения тоже пережила реинкарнацию. При всей похожести на экранизацию1968 г. и попытке от нее уйти (у Дзеффирелли – только рассвет, тогда как у Карлеи – и закат тоже), мне все равно больше по душе вариант 1968 г., где после пробуждения виден весь трагизм при расставании Ромео и Джульетты, их страсть и страх перед будущим. И, что немаловажно, – их чистота и неискушенность, пусть и с долей наготы, прекрасной наготы, которой любуешься и которая усиливает впечатление непорочности юных душ.

У Карлеи все по-другому. Он добавил сцену встречи. Отдельный разговор, КАК они встречаются в первый миг, учитывая все то страшное, что случилось с ними за минувший день после свадьбы... Это музей мадам Тюссо. Но если отсутствием наготы режиссер хотел подчеркнуть целомудрие этой сцены, то Бут своими движениями ему все напрочь запорол.

А утром? Это что такое было? У Шекспира совсем другие чувства и эмоции, а тут... почти безмятежное семейное утро... И – неужели? – улыбка Ромео в реплике «А наше горе все темнее!» Откуда? Он вообще, как минимум, спокоен. Повторюсь, и за то, как погано отыграл Бут в сцене пробуждения, я бы его пришибла.

Но апогеем и апофеозом режиссерской мысли Карлеи явилась сцена, в которой Джульетта убивает себя рядом с мертвым Ромео. Признаюсь, до этого момента у меня на глазах были слезы... Но когда, по идее, хрупкая и нежная девушка одной рукой (!) поднимает парня (а Бут далеко не эльф при всей его красоте), держит его на локте (!) и при этом умудряется одной левой (!) вонзить себе в живот немаленький кинжал, причем через несколько не тонких слоев одежды, я засмеялась. Режиссеру следовало бы изучить тему харакири и понять усилия, которые должен приложить человек, чтобы вспороть себе живот. А теперь внимание! И умудриться умереть при этом сидя (!), не выпустив тело Ромео. Как?!

Однако за одну вещь – совершенно фантастическую – я режиссеру все же благодарна. За крошечное отступление от Шекспира, которое я ему прощаю, потому что мне безумно этого хочется. За минуту встречи Ромео и Джульетты после того, как Ромео выпил яд. Потрясающе по эмоциональному накалу! И Бут молодец (хотя, может быть, перед съемками сцены его просто побили?). Вот где впервые появились слезы! И стихотворение, о котором я уже упоминала. Весь трагизм, вся безысходность и неотвратимость смерти – в одной этой минуте...

А знаете, что еще заставляет глубоко сопереживать и переживать в «Ромео и Джульетте» 2013? Музыка Абеля Коженевского, от которой все переворачивается внутри. Она звучит весь фильм, углубляя его краски, обогащая эмоции и чувства героев. Она просто бесподобна, и в своем великолепии, и в трагизме! И сердце замирает едва ли не так же, как при звуках «What is a youth?» в фильме у Дзеффирелли.

Что же получается в итоге? А в итоге, как я и обещала, – парадокс, от которого не оторваться. При всем вышеописанном «Ромео и Джульетта» 2013 хочется пересматривать с тем же упоением, что и фильм 1968 г. Вот такие дела... Я же говорила: раздрай и парадокс. Чтобы не писать длинных объяснений, коих и так уже с избытком, для себя я определила так: Дзеффирелли стоит пересматривать ради живого Шекспира, Карлеи – ради красоты. И я пересматриваю оба фильма, со слезами, переживаниями и преклонением перед Шекспиром и его вечной историей о вечной любви.

P.S. Месяц спустя после написания рецензии...

Докладываю: посмотрела «Клуб бунтарей», «Ной», «Восхождение Юпитер» и «Переживая за Боя». Из-за Дугласа Бута, разумеется, как и собиралась. Это что-то! «Что-то» – его потрясающая игра во всех фильмах («Юпитер» – отдельная история, там Вачовски умудрились закатать в асфальт весь каст). Так вот, Бут просто бесподобен в роли избалованного богатенького мерзавца в «Клубе бунтарей», эта роль ему идет, как смокинг, сшитый у лучшего портного по спецзаказу. Его Бой Джордж – это Бой Джордж, каким его помню и представляю себе я и, судя по отзывам, – его поклонники. Полное перевоплощение, боль, любовь и музыка в одном образе. Сим в «Ное» – пусть и не центральная роль, но зацепила и не отпускает... Сильно и проникновенно. И – снова стихи.

А вот Ромео... Когда я смотрела вышеперечисленные фильмы, я корила себя за столь низкую оценку актерского мастерства Бута. Думала – может, не права, ошиблась? Посему пересмотрела «Ромео и Джульетту» еще раз. И не раз... И осталась при своем. Увидев, КАК может играть Бут, я теперь еще больше не понимаю, что с ним сделали перед съемками. Отморозили, что ли, где-нибудь на Аляске? Побили? Напугали? А может, это я так прикипела к образу Ромео, созданному Уайтингом, что теперь не приму никого в этой роли? Может, и не стоило сравнивать? Не уверена. Но уверена в одном – он и правда может сыграть так, как говорил в одном из интервью: «Эта профессия дает мне возможность прожить несколько жизней за свою одну». И он живет, не играет.

Автор: Наталья Ефремова, Ярославль

© 2007-2024 yulia6@mail.ru